Преподаватель Ищук. Научить побеждать стихию.


 Сегодня профессия пожарного спасателя требует от человека не только хорошей физической подготовки, смелости и выдержки, но и обладания целым арсеналом навыков и знаний, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Именно от его подготовки и практического опыта в критический момент зависит жизнь людей, попавших в беду. Поэтому как нигде важна роль наставника, воспитывающего будущих огнеборцев, его профессиональная компетентность и авторитет.

Трудно себе представить, чтобы преподаватель пожарного дела не имел за плечами серьезного боевого прошлого. Только пройдя в буквальном смысле сквозь огонь и воду, получив бесценный опыт, преподаватель может взять на себя ответственность воспитания и выучки молодого поколения спасателей. Владимир Ищук, подполковник внутренней службы в отставке, ныне преподаватель кафедры пожарной и спасательной подготовки Национального университета гражданской защиты, более сорока лет посвятил пожарному ремеслу.Двадцать из них – героическимбудням в различных подразделениях пожарной охраны, то есть непосредственно борьбе с огнем.

Как признается Владимир Михайлович, в школе он не думал о карьере пожарного. Тогда было серьезное увлечение спортом – беговыми лыжами. Однако его друг и соратник по спорту поехал в Харьков и поступил в пожарное училище. Нарядная курсантская форма друга, а также рассказы о том, как в училище много внимания уделяется занятиям спортом очень заинтересовали его, поэтому по окончании школы,парень не думая также отправился в Харьков. Конечно, спортивного вида юноша расположил к себе приемную комиссию, и в первую очередь преподавателя физкультуры. Так в 1973 г он без направления МВД поступил в пожарное училище. Как признается Владимир Ищук, учиться было интересно и в принципе не сложно. Он с энтузиазмом занимался спортом, постоянно ездил на сборы, участвовал в различных соревнованиях по лыжным гонкам, включая гонки на первенство Украины, получил первый спортивный разряд. Правда, каждый раз приезжая после сборов приходилось разгребать охапку задолженностей. Зато о победе в гонках «Вечерняя лыжня» даже писали в «Советском спорте».

После окончания училища, Владимира направили аж в Удмурдскую АССР в город Глазгов инспектором, а вскоре инженером ВПО№11 на закрытых объектах. Собственно, такая «ссылка» была его собственным желанием: на Украине снега маловато, а хотелось заниматься любимыми лыжами. Выезжать на тушение пожаров приходилось довольно часто – городская пожарная охрана регулярно обращалась за помощьюк 11 ведомственной части. Молодой специалист из Харькова, как это часто практикуется, нередко подменялначальников караулов. Спустя год руководство заметило инициативного сотрудника и после стажировки назначило инженером ГО и мобилизационной работы. Надо отметить, что Владимир помимо своей работы был секретарем комсомольской организации, членом обкома комсомола города Глазова, и гордится тем, что через комсомол выбил пять квартир для своих сотрудников.

- Не забуду свое «боевое крещение», - рассказывает корреспонденту Владимир Ищук. - В жилом 5-этажном доме загорелся подвал. Городская пожарная охрана не справлялась, пришлось выезжать нам. Густой дым по лестничной клетке пошел по всем этажам, требовалась срочная эвакуация жильцов. Мы одели изолирующие противогазы и начали тушить пожар, параллельно выводить людей. А была поздняя ночь, многие спали и не слышали, что происходит. Поэтому в некоторых квартирах приходилось вскрывать двери ломом и проверять наличие людей. Можете себе представить реакцию сонного человека, к которому вламывается существо в противогазе в клубах дыма! – смеется пожарный. – Ну, правда, мне тогда было вовсе не до смеху.

В 1981 семья Ищук переехала на родину супруги в Харьков, и Владимир продолжил свою службу в Харьковском гарнизоне пожарной охраны отдела ВПО-59 на закрытых объектах, работая оперативным дежурным а позже заместителем начальника отряда по охране завода им.Малышева. Десятки сложных резонансных пожаров на различных крупных промышленных предприятиях Харькова приходилось тушить майоруИщук. В борьбе со стихией не раз он рисковал жизнью, не допуская развития пожара и возможных его катастрофических последствий.На предприятиях по определению пожары всегда высшей сложности. С годами приобретался опыт, шлифовалось мастерство пожарного.

- Одинаковых пожаров не бывает, могут быть только похожие, - полагает Владимир Ищук, - Каждый имеет свои особенности. Поэтому очень важно помимо теоретических знаний иметь опыт. Всех ситуаций не пропишешь. Часто бывает, что приходится проявлять изобретательность и смекалку, иногда даже нарушать инструкцию. А знание основных закономерностей тушения пожаров позволит спасателю правильно выбрать тактику действий.
В 1993 году Владимира Ищук пригласили на преподавательскую должность в тогдашний Харьковский институт пожарной безопасности. Как раз институт переходил на 5-летнюю форму обучения, поэтому понадобились именно опытные практики.

- В принципе я всегда хотел преподавать. Я почувствовал, что за 20-летнюю работу в пожарной охране у меня наработались знания, опыт которые можно и нужно передать.Поэтому я охотно принял предложение и начал работать с молодежью. В 1994 г стал заместителем начальника кафедры Организации службы и подготовки.В 2004 году ушел в отставку, но остался работать уже вольнонаемным. Сейчас веду дисциплины Организация службы и подготовки, Охрана труда в отрасли, Подготовка газодымозащитника. В принципе в любой момент могу подменить любого преподавателя по любой дисциплине. Наш факультет выпускает будущих начальников караула, зам.начальника части,который курирует организацию службы подготовки и пожаротушения в пожарно-спасательной части. Я учу тех, кто на переднем фланге борьбы с огнем, чисто пожарным специальностям и дисциплинам. На кафедре я сам создавал тематические планы, стажировки, методички и программы с учетом того, что конкретно важно для будущей работы пожарных. Утверждаются они на ученых советах. Являюсь соавтором двух учебников, они идут с грифом министерства образования и науки.

- Курсанты проходят реальную практику? Вы с ними выезжаете на объекты?

- Конечно. Чтобы допустить курсанта к тушению пожара, он в течение первого курса проходит дисциплину первичная подготовка пожарного спасателя.Начиная со второго курса, курсанты заступают на дежурство в учебной пожарной части университета, ребята начинают практиковаться по разным специальностям в харьковском гарнизоне. Они вместе со штатными сотрудниками выезжают на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Будучи заместителем начальника кафедры, по возможности я обязательно выезжал с ними. Мне важно было посмотреть, как мои подопечные усвоили все то, чему я их учил. Это и для меня экзамен: как я их подготовил, как курсант работает со стволом, какие позиции занимает, как слаженно работают номера боевого расчёта. Потом в классе идет «разбор полетов», обращаю внимание на ошибки и недочеты, а им интересно – правильно ли они все сделали. Мы тушили с курсантами крупные пожары на Полтавском Шляху, на хлебозаводе. В 1995 г я выезжал с курсантами руководителем тушения на лесной пожар в Изюм. Это был очень сложный верховой пожар, горело 700 га леса. В его тушении принимали участие подразделения Донецка, наши пожарные, академия внутренних войск.Неделю его тушили. Тогда после этого пожара мы с Вадимом Михайловичем Поповым были награждены грамотами министра УВД за активное успешное тушение пожара, а нашему учебному заведению подарили цветной телевизор.

- Вы больше ругаете или хвалите своих учеников?

- Я всегда курсантам говорил: никогда нельзя ругать человека, это не метод воспитания, если он что-то неправильно сделал. Он потом будет бояться повторить ошибку. Его надо научить. Поставить возле себя, держать его за руку, вплоть до того. Он сам поймет, где был неправ, не будет так нервничать.

- Какие ошибки чаще всего совершают новички?

- Чаще всего по незнанию пренебрегают собственной безопасностью.Их надо научить до автоматизма - как себя защитить. К примеру –поднимаясь по пожарной лестнице, сразу не задумываясь закрепиться карабином. Работа спасателя происходит в экстремальных условиях, а в обстановке стресса сложно сориентироваться и сходу принять правильное решение, ошибки могут случаться у кого угодно. Надо приучить себя к работе в стрессовой ситуации. Это только с опытом приходит, с практикой. Чем больше будущий спасатель будет выезжать на пожары, тем больше у него будет знаний как вести себя в критической ситуации. Лучше всего эти правила запоминаются на жизненных примерах, когда я рассказываю случаи из своей практики, ребята слушают, раскрыв рты.

- Есть ли ваши бывшие ученики, которыми теперь гордитесь?

- Наш университет – действительно ведущий в Украине и гордится своими выпускниками. Многие из моих бывших курсантов сегодня занимают различные ответственные должности в подразделениях ГСЧС, многие стали начальниками разного уровня. Самое приятное, когда встречаешь уже зрелых людей, которые состоялись, многого добились, аони говорят мне - Спасибо! Правильно, что вы нас гоняли, как это мне пригодилось!Это и есть самая высокая оценка моего труда.





 

Маргарита Шевченко
 


на головну сторiнку проекта